Четверг, 28.03.2024, 17:43

Кадетский класс МЧС
Школа №454
Санкт-Петербург

Главная Регистрация Вход
Регистрируясь на форуме посетите раздел - О форуме - Правила. Добро пожаловать. Приветствую Вас, Гость · RSS
ВПЕРВЫЕ НА ФОРУМЕ? НАЖМИ ТУТ · [ Новые сообщения · Участники · Поиск · RSS · ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » НАШЕ ВСЕ » История » История Авиации ВМФ России
История Авиации ВМФ России
ОлегаДата: Суббота, 20.02.2010, 20:10 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 90
Статус: Offline
Авиация Военно-Морского Флота — авиационная составляющая ВМФ России. Собственной авиацией располагают все 4 флота России: Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский. К задачам морской авиации относится обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, уничтожение надводных кораблей (в первую очередь — авианосцев и авианосных соединений) а также авиации морского базирования противника.Командующий авиацией Военно-Морского Флота — генерал-майор Уваров.

История:

В ходе Второй мировой войны четко определилась роль авиации как главной силы в боевых действиях на море. Это касалось абсолютно всех театров военных действий и всех стран-участниц. Оперативные успехи подводных лодок Германии (в первой половине войны) и США (во второй ее половине) были связаны в первую очередь со слабостью противостоящих противолодочных сил.
Командование ВМФ СССР, после гибели 6 октября 1943 г. от авиации противника эскадренных миноносцев «Способный», «Беспощадный» и лидера "Харьков", практически исключило из участия в боевых действиях крупные боевые корабли на Черноморском и Балтийском ТВД. Решение это стоило нам большой крови в ходе наступательных операций РККА на приморских направлениях, и в последующем, в послевоенное время, имел далеко идущие последствия во взаимоотношениях "сухопутного" и "флотского" командований. Недоверие к флоту и его игнорирование во многом шло от событий 1944-45 г.г. на приморских флангах советско-германского фронта, когда противник на море делал все что хотел - от массированной огневой поддержки боевыми кораблями, до эвакуации морем крупных войсковых группировок.Если на сухопутном фронте к середине-концу 1943 г. было отработано достаточно эффективное взаимодействие с авиацией, то на флоте это имело место быть только на Севере. Трагедия 6 октября 1943 г. на Черноморском флоте явилась следствием именно крайне низкой организации взаимодействия и управления авиацией флота. Имеющая широкое хождение версия о их гибели за пределами радиуса действия одномоторных истребителей не соответствует действительности. Мощная группировка истребителей Черноморского флота на аэродроме Геленджик, не была своевременно введена в бой, хотя гибель кораблей была растянута по времени на много часов. "Корабельное мышление" подавляющего большинства командования ВМФ оказалось неспособно воспринять в полном объеме фактор появления авиации на море, особенно принять и осознать ее как ГЛАВНЫЙ фактор борьбы на море. Проблема эта касалась абсолютно всех крупных флотов мира. Сам факт необходимости наличия морской авиации был поставлен под сомнение в Великобритании (кроме палубной авиации) и Германии. В США в 20х годах прошлого века давление "черных сапогов" (сторонников линкоров), заставило Конгресс для защиты нового вида вооруженных сил законодательно ввести норму назначения командиром авианосца летчика. Война подвела черту под этими спорами.
В первые годы после окончания Второй мировой войны ее уроки были еще свежи, в т.ч. для ВМФ СССР.

В конце 40х - начале 50х годов ВМФ получил мощную группировку минно-торпедной (Ил-28 и Ту-14) и истребительной (МиГ-15) авиации. Боевая ценность оставшегося с войны корабельного состава, и построенного в конце 40х годов, находилась на весьма низком уровне. Корабли имели недостаточное противолодочное вооружение, а главное крайне слабую противовоздушную оборону, находились на уровне аналогичных кораблей зарубежной постройки конца 30х годов. До середины 50х годов - массового поступления в состав ВМФ подводных лодок проектов 611 и 613, крейсеров проекта 68бис, эскадренных миноносцев проекта 56, торпедных катеров проекта 183, их освоения, единственным реальным фактором боеспособности ВМФ в ближней морской зоне являлась его авиация. К сожалению, отношение в ВМФ к ней, как к чему-то вторичному на фоне эскадр кораблей, не претерпело изменений. Но главное было не в них - боевые возможности ВМФ в ближней морской зоне, конце 50х - начале 60х годов, после проведения мероприятий по "удавлению" его авиации в уменьшились многократно.

Необходимость борьбы с авианосными группировками до выхода противника на рубеж нанесения удара привела к созданию в составе ВМФ морской ракетоносной авиации (МРА) и постановке задачи борьбы с корабельными группировками противника Дальней авиации (ДА) ВВС. С принятием на вооружение самолетов Ту-22, Ту-16К-26, Ту-22М с ПКР Х-22, КСР-5 ВМФ и ВС СССР получили мощную ударную силу на морских и океанских ТВД. МРА фактически стала главной ударной силой ВМФ при проведении операций на океанских ТВД.
Не смотря на большую численность корабельного состава ВМФ, суммарный залп МРА и ДА примерно в 2 раза превышал суммарный залп корабельного состава в ПКР оперативного назначения (ПКР ОН). На конец 80х годов прошлого века (пик мощи ВМФ) эти цифры составляли примерно 1300 ПКР ОН с авиационных носителей и 600 ПКР ОН с корабельных носителей (надводных кораблей и подводных лодок).
Особенно большую опасность МРА представляла при прорыве в океан для судоходства стран НАТО. Большое количество целей, невозможность их адекватного прикрытия (во всяком случае - на уровне авианосных групп и соединений), возможность нанесения повторных ударов - именно эта составляющая боевого потенциала ВМФ (а не подводные лодки) представляли наибольшую угрозу для океанских коммуникаций западного блока.
Размещение 2/3 ударного потенциала ВМФ на носителях обладающих отличной оперативной маневренностью позволяло массировать ударную мощь главном направлении" при обеспечении дозаправки в воздухе – переброска с севера на ТОФ дивизии МРА (40-60 Ту-22М) по северному маршруту занимала 42-45 ч, "предпочтение всегда отдавалось маневру с подвешенным оружием". ("Морской сборник").

По критерию стоимость-эффективность авиационная компонента ударной мощи ВМФ значительно превосходила корабельную - закупочная стоимость "тяжелого" боевого самолета составляет менее ¼ стоимости эскадренного миноносца, эксплуатационная – значительно менее ¼ эксплуатационной эсминца. Сравнение боевых возможностей 4 ракетоносцев Ту-22М и 1 эсминца пр.956 – 12 ПКР с дальностью 350-500 км против 8 ПКР с дальностью 110 км, действие по берегу - эсминец - 2000 осколочно-фугасных снарядов весом 33,4 кг - 66,8 т, 4 Ту-22М - 276 ФАБ-250 - 69 т. На эсминце есть ЗРК "Ураган". Но авиация его все равно утопит – вопрос только в наряде сил (например 4 "Ориона" пускают 16 ПКР "Гарпун"). Что касается ракетоносца МРА – для него имеется возможность создания даже ограниченными силами истребительной авиации "локальной (по времени и пространству) зоны господства в воздухе", причем высокая тактическая подвижность позволяет Ту-22М, в отличии от эсминца, воспользоваться этой зоной для пуска ракет.

"Корабельное мышление" офицерского состава и командования ВМФ оказалось неистребимым. В нашем ВМФ представить себе ситуацию когда командиром авианосца или эскадры, начальником оперативного управления объединения (не говоря о командующем флотом) может стать летчик невозможно. Вероятно именно это в значительной степени повлияло на темную и извилистую историю авианосца в нашем ВМФ. В конечном итоге мы так и не получили полноценного корабля этого класса. ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" является таковым лишь в ограниченной степени, в первую очередь по причине трамплинного взлета самолетов.

Структура

Северный флот — Североморск
924-й отдельный гвардейский морской ракетоносный авиационный полк — Оленья: Ту-22М3;
279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк — Североморск-3: Су-25УТГ, Су-33
73-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья — Федотово: Ту-142МК, Ту-142МР;
403-й отдельный смешанный авиационный полк — Североморск-1: Ан-12, Ан-26, Ил-38, Ту-134;
830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк — Североморск-1: Ка-27,Ми-8;

Тихоокеанский флот — Владивосток
568-й отдельный смешанный авиационный полк — Советская Гавань: Ту-22М3, Ту-142МР, Ту-142МЗ;
865-й истребительный авиационный полк — Елизово: МиГ-31;
317-й смешанный авиационный полк — Елизово: ил-38;
71-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья — Николаевка: Ан-12, Ан-24, Ан-26;
175-я отдельная корабельная противолодочная вертолетная эскадрилья — Елизово: Ка-27;
289-й отдельный противолодочный авиационный полк — Николаевка: Ил-38, Ка-27, Ка-29;

Балтийский флот — Калининград
689-й отдельный истребительный авиационный полк — Чкаловск: Су-27;
4-й отдельный морской штурмовой авиационный полк — Черняховск: Су-24;
125-я отдельная вертолетная эскадрилья — Чкаловск: Ми-8, Ми-24;
396-я отдельная корабельная противолодочная вертолетная эскадрилья — Донское: Ка-27, Ка-29;
398-я отдельная транспортная эскадрилья — Храброво: Ан-24, Ан-26,

Черноморский флот — Севастополь
25-й отдельный противолодочный вертолетный полк — Кача: Ка-27, Ми-14, Ми-8;
318-й отдельный смешанный авиационный полк — Кача: Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Бе-12, Ми-8;
43-я отдельная морская штурмовая авиационная эскадрилья — Гвардейское: Су-24; Су-24МР.
327-й отдельный транспортный авиационный полк - Остафьево: Ан-26, Ан-24, Ан-12.


maXиТ...
 
Форум » НАШЕ ВСЕ » История » История Авиации ВМФ России
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сделать бесплатный сайт с uCoz